Терн (Марьяна Скуратовская) (eregwen) wrote in costumology,
Терн (Марьяна Скуратовская)
eregwen
costumology

Categories:

Zibellino

Я помню, как рассматривала когда-то портрет неизвестной дамы кисти Вильяма Сегара, написанный около 1595 г. Что она сжимает в руке? То ли игрушка, то ли обезьянка.. Так и состоялось моё первое знакомство с Zibellino. Как потом оказалось, не только моё - многие пишут, что впервые увидели вещицу именно на этом портрете.



Пожалуй, из всех аксессуаров, которыми люди баловали себя в 16 веке, Zibellino – самый необычный. Шкурка пушистого зверька, иногда отделанная золотом и даже драгоценными камнями, настолько вошла в моду, что то и дело попадается на портретах соответствующей эпохи. Не удивительно – люди жаждали, чтобы их запечатлели во всём блеске, и как же обойтись без модной вещицы?

В статьях, посвящённых истории Zibellini, обычно непременно пишут, что в первый раз "куница, та, что накидывается на плечи, с головой и лапками из золота, и с глазами из рубинов, с бриллиантами на морде и лапках" упоминается в перечне вещей, принадлежавших знаменитому герцогу Бургундии Карлу Смелому, в 1467 г. Увы, изображения не сохранилось – ни на портретах Карла, ни на портретах его дочери, Марии Бургундской, ничего подобного нет.

В следующий раз пушистый аксессуар упомянут в документах Изабеллы Арагонской, герцогини Миланской, а затем и Изабеллы д'Эсте, маркизы Мантуанской, и на этот раз речь идёт уже о соболе. А на мраморном надгробии сестры Изабеллы, Беатриче д'Эсте (умерла она в 1497) двадцатидвухлетняя герцогиня изображена с меховой шкуркой, накинутой на руки.





Судя по всему, именно прекрасные итальянки и ввели в моду в самом конце 15 века этот аксессуар, и, вероятно, немало поспособствовали этому именно две Изабеллы и Беатриче - внучки Неаполитанского короля, одни из самых влиятельных и образованных женщин эпохи, законодательницы моды.

Изабелла д'Эсте, Тициан:



И уже с самого начала 16 в. Zibellino регулярно упоминается в письмах, различных документах, списках драгоценностей, списках подарков, книгах, etc. А один из первых известных нам портретов, где изображён Zibellinо – портрет Леоноры Гонзага, герцогини Урбинской, дочери Изабеллы д'Эсте (ок. 1537-38 г.).



Итак, что же представлял собой Zibellino? Аккуратно выделанная меховая шкурка, с головой и лапками.

Ливия да Порто вместе с дочерью Порцией, Веронезе:





Использовали мех куницы, соболя, а, кроме них, рыси и горностая.

Семья Гоццадини, Лавиния Фонтана:



Портрет неизвестной художника школы Тициана, ок. 1570 г.:



Zibellini обычно пристёгивали к поясу длинной цепочкой, а уж дальше либо накидывали на плечи... Портрет молодой женщины (куртизанки, к слову) кисти Пармиджанино, 1532-33 г.:



Портрет Камиллы Гонзага его же работы, 1535-37 г.:



Иоанна Арагонская кисти Рафаэля:



Молодые женщины работы Моретто да Брешия и Беккарузи соответственно:





Либо держали в руках, как Бьянка Понцони на портрете кисти С.Ангиссола.



Портрет дамы кисти Бернардино Луини:



Знатная дама кисти Лавинии Фонтана, ок. 1580 г.:



Носили простые, ничем не украшенные шкурки. Игра в шахматы, Джулио Кампи, 1503-4 г.



Девушка с лютней, Бартоломео Венето, 1530 г.



Анжелика Альярди, работа Дж.Б.Морони, ок. 1565 г.



Мариэтта Робусти, автопортрет:



Но чаще голову и лапки оковывали золотом и украшали. Что только не использовалось - серебро, позолоченное серебро, золото, хрусталь, гагат, жемчуг, рубины, изумруды, бирюза, разноцветные эмали…

Walters Art Museum. "Голова куницы". Золото, рубины, гранаты, жемчуг.



Дамы стремились перещеголять друг друга, и в Болонье даже вышел указ, запрещающий украшать Zibellini и веера золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Разрешали использовать разве что золотую цепочку, и длина её тоже чётко регламентировалась. Правда, буквально через полгода вышла поправка, суть которой сводилась к тому, что "нельзя, но если очень хочется, то можно". В Милане их запретили украшать жемчугом и драгоценными камнями (правда, не только их, но и пояса, головные уборы и так далее). А в Чезене в 1575 г. Zibellini вообще запретили! Борьба против роскоши… Что ж, законодателей можно понять – разукрашенные Zibellini стоили очень дорого, а золота и драгоценных камней на них уходило даже больше, чем на обычные украшения.

Понемногу мода из Италии распространилась и на другие страны. Их носили француженки. Портрет Клод, дамы де Гуффье:



Маргарита де Лилль:



Изабелла Валуа, вторая супруга короля Испании Филиппа II:





Их носили англичанки – например, Фрэнсис Сидней, графиня Сассекская, одна из придворных дам королевы Елизаветы. На этом портрете ей сорок четыре. Ближе к старости Фрэнсис станет пуританкой, но пока что она носит роскошное бархатное платье и сжимает в руке модную безделушку:





Их носили все, кто мог себе это позволить. От царствующие особ и аристократов (в числе которых были Генрих VIII и Мария Стюарт, Маргарита Савойская и Альбрехт V Баварский, Лукреция Борджа) до почтенных матерей семейств и куртизанок (а кому следить за модой, как не куртизанкам?).

Портрет семьи, Джованни Антонио Фасоло, 1570 г. Женщина одета скромно, но на плече красуется желанная меховая шкурка.





Так для чего же Zibellini предназначались?

Версия о том, что Zibellini использовались для ловли блох, была высказана в 1894 г. австрийцем Венделином Бёхаймом, в написанной им биографии Филипинны Вельзер, (супруги Фердинанда II, эрцгерцога Австрийского). Мол, блохи, которых манил мех, соскакивали на него с человека. Но…

Автор прекрасноого, подробнейшего исследования, посвящённого Zibellini, Тауни Шеррилл подчёркивает, что на протяжении почти всей своей истории их называли именно Zibellino(i) (в Италии) – либо же "куницей", "соболем", etc., а не "блохоловками". А известный паразитолог, профессор Канзасского университета, признанный специалист по блохам, подтвердил, что блох притягивает не мех, а тепло живого тела. Так что соскакивать с человека на мёртвую шкурку им ни к чему.

В общем, эта версия по меньшей мера спорна. Также предполагают, что Zibellino - прообраз муфты, а может... Просто вещица, которую приятно вертеть в руках. Ведь гладить мех так приятно...

Лучина Брембатти, портрет кисти Лоренцо Лотто, 1518 г.



Источники:

Arnold, Janet: Queen Elizabeth's Wardrobe Unlock'd
Sherrill, Tawny: "Fleas, Furs, and Fashions: Zibellini as Luxury Accessories of the Renaissance"
Tags: 16 век, аксессуары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →