?

Log in

No account? Create an account
 
 
08 March 2019 @ 10:26 am
Русские платки в Русском музее. Конструкция платка?..  
Не удивляйтесь - да!
Невозможно расставить по местам, что важнее всего в предмете одежды - его фактура, декор, цвет или крой - да и неправильно это в принципе. Все важнее. Все работает вместе, и удача любой вещи всегда складывается из всех этих факторов. Но предметом лично моего самого большого интереса и пристрастия является все-таки конструкция вещи.



Именно красота конструктивной мысли восхищает меня более всего везде, где бы мне ни посчастливилось увидеть ее. Элементы традиционного костюма любого народа - самый настоящий клад гениальных конструктивных решений, идеально отшлифованных временем и практикой.

Думаю, вы уже видите, в чем состоит гениально красивая конструктивная идея этих косынок, которые носились в Псковской губернии и назывались "золотая головка".



Они повязывались одним и тем же определенным образом, при котором на виду оказываются всегда одни и те же участки ткани. Вы можете видеть, что золотная вышивка вприкреп располагается именно и только на этих участках косынки.

Какое красивое именно конструктивное решение! Основная поверхность ткани не покрыта вышивкой, что позволяет ткани оставаться тонкой, пластичной, драпирующейся плотно и аккуратно, не образуя неуклюжих топорщащихся слоев и комков. Если повязать эту косынку тем самым способом, при котором вышитые участки окажутся сверху, она превращается в аккуратную маленькую золотую шапочку, у которой даже было специальное название - маршанок.

Этот предмет является косынкой только формально. Практически же он в формате косынки, т.е. свободно расправленного куска ткани, никогда не эксплуатируется, а носится всегда именно как шапочка.
Другими словами, перед нами очень изящный пример моделирования без кроя, непосредственно на теле или, в этом случае, на голове. А это значит, что мы получили шапочку отличной формы, полностью избежав сложного моделирования, необходимого, чтобы обеспечить такую форму посредством кроя.

 
 
 
Юлия: pic#110536587julia_72 on March 8th, 2019 08:06 am (UTC)
Да. Гениальная идея! Такая простая и такая изящная! Даже странно, что современные кутюрье ее не переняли.
Только вышивка не в прикреп, а по карте, судя по фото.
Вера Папковаverapapkova on March 8th, 2019 12:02 pm (UTC)
спасибо ) да, скорее всего, по карте - в вышивальных терминах я не эксперт, а любая выставка всегда дает такой концентрированный массив информации, что мозг просто закипает - могла напутать )))
mishnouri: новая саваmishnouri on March 8th, 2019 04:44 pm (UTC)
Все пытаюсь сообразить, как именно она складывалась :)
Вера Папковаverapapkova on March 8th, 2019 07:16 pm (UTC)
я думаю, это теоретически не сообразишь - я, во всяком случае, не могу - надо только пробовать на практике )
Ольгаmoiseykinsson on March 8th, 2019 08:22 pm (UTC)
Вот такая подсказка только нашлась:
"В качестве отдельного головного убора использовались в Пскове шёлковые, вышитые золотом (золотной нитью) по углам и лбу, косынки. Их вышивали монахини Ивановского монастыря, находившегося во Пскове, на Завеличье. Концы такой косынки завязывали сначала сзади, а затем на лбу двойным узлом. Эти головные уборы часто называли «золотая головка»."

"В Псковской губернии в качестве головного убора использовались шёлковые косынки, вышитые золотной нитью. Концы такой косынки завязывали сначала сзади, а затем на лбу таким образом, что она принимала вид шапочки с плоским донышком и бантиком надо лбом. Лиловый или коричневый шёлк фона почти не виден между плотными узорами шитья "по карте". Эти головные уборы часто называли "золотая головка".
Отсюда: https://yandex.ru/collections/card/5ac49410acbcf6ed15cda98d/
Вера Папковаverapapkova on March 8th, 2019 08:54 pm (UTC)
там невозможно было сфотографировать вид сзади, но я что-то не помню, чтоб там был узел!..
Ольгаmoiseykinsson on March 8th, 2019 09:12 pm (UTC)
Я так заинтересовалась конструкцией, что прямо принялась усердно искать. Нашла немного другой вариант такой косынки. Возможно, описание про неё. Там по длинной стороне в середине идёт золотая полоса. Тогда, если длинную полосу расположить на лбу, наверное, можно завести углы назад, завязать узел и вернуть их обратно вперёд.
Правда, возможно, косынки на Ваших фото тоже можно так завязать, длинную сторону также расположив на лбу. Если размер позволяет два раза обернуть концы вокруг головы (допустим, не завязывать сзади, а просто перекрестить), возможно, симметричные золотые части как раз придут по сторонам головы, а "одиночная" золотая часть ляжет сверху, как донышко. В общем, ребус, пробовать надо:))
Вера Папковаverapapkova on March 8th, 2019 09:49 pm (UTC)
вот мне кажется, что сзади просто перекрестить, не завязывая, это больше похоже на правду...
Ольгаmoiseykinsson on March 8th, 2019 09:18 pm (UTC)
Да, вот тут пишут про полосу по лбу. http://fedoroff.net/publ/history/istoriya/neratova_e_i_odezhda_zhitelej_pskovskogo_kraja/90-1-0-276
Другая модель, получается:
В качестве отдельного головного убора использовались здесь также шелковые, вышитые золотом (золотной нитью) по углам и лбу, косынки. Их вышивали монахини Ивановского монастыря, находившегося во Пскове, на Завеличье. Концы такой косынки завязывали сначала сзади, а затем на лбу двойным узлом. Эти головные уборы часто называли «золотая головка».
Вера Папковаverapapkova on March 8th, 2019 09:53 pm (UTC)
на лбу точно двойной узел. ну, если я правильно понимаю, что называется двойным узлом. вот такой, как на пионерском галстуке http://nksmrf.ru/uploads/image/020_02.jpg
Матильдаmatilda_ on March 9th, 2019 08:34 am (UTC)
Ох.... полцарства за видео, как это вяжется ;)))
Вера Папковаverapapkova on March 9th, 2019 10:32 am (UTC)
я верю, что рано или поздно мы узнаем ответ! ))