Натали Красная Роза (vive_liberta) wrote in costumology,
Натали Красная Роза
vive_liberta
costumology

Category:

западноевропейское кружево 16-19 веков

Альбом (описание и исследование) составлен Н.Ю.Бирюковой, издан в Ленинграде, 1959 г.
Текст.
а 60 иллюстраций – черно-белые, архив.
Несколько образцов – от очень простого к сложному и еще более сложному.

…Итальянские кружевницы славились своими изделиями далеко за пределами страны, и итальянские гипюры вывозились в большом количестве в другие страны Европы. Венецианские кружева с крупным рельефным орнаментом употреблялись в первой половине XVII в. главным образом для украшения мужского костюма. Из них делались воротники, уже не накрахмаленные, а мягко лежащие на плечах, жабо, манжеты, краги перчаток: широкими кружевами украшались облачения католических священников, круженными воланами отделывались даже раструбы ботфортов и перевязи, надевавшиеся поверх металлических доспехов. К концу XVII в., когда орнамент гипюра становится более мелким и кружево приобретает большую легкость, делается воздушнее, его употребляют уже преимущественно для украшения женского наряда.
…В 1610—1640 гг., в эпоху царствования Людовика XIII, ввоз гипюров достиг таких размеров, что правительство должно было принять меры к его ограничению и издать «Правила против излишней роскоши в одежде», запрещавшие ношение кружев. Но эти запрещения не оказывали почти никакого действия, и ввоз кружев из Италии и Фландрии продолжался. В 1660 г., накануне свадьбы Людовика XIV и Марии-Терезии, первый министр Франции Мазарини повторил запрещение покупок итальянских кружев, что вызвало появление сатирической поэмы «Возмущение кружев», написанной кружком дам отеля Рамбулье (известного в те годы парижского литературного салона), а также большого количества юмористических картинок со стихотворными подписями.
…Во второй половине XVII в. во Франции заметно стремление наладить собственное производство кружев. В Алансоне к этому времени некоторые мастерицы уже научились изготовлять шитые иглой кружева наподобие венецианских. Поэтому Кольбер, министр финансов Франции, заботившийся о развитии различных художественных ремесел и основавший многочисленные мануфактуры, где производились предметы роскоши, сделал именно этот район центром кружевного производства. В своем замке Лонрэ около Алансона он основал в 1665 г. школу и выписал 30 венецианских кружевниц, которые должны были передать сложное искусство изготовления шитых иглой кружев своим французским ученицам.
…Венецианская республика преследовала уехавших кружевниц, так же как преследовала она стеклодувов, выдававших иностранцам секреты своего производства, и поэтому очень скоро они вынуждены были вернуться на родину, успев, однако, научить француженок. По прошествии года, Кольбер уже смог представить королю первые исполненные французскими мастерицами кружева, не уступавшие по качеству итальянским. Король их одобрил и для поощрения дальнейшего производства запретил ношение итальянских и фламандских кружев. Отныне все должны были являться ко двору в одежде, украшенной кружевами отечественного производства, которые получили наименование французских (point de France).
Tags: 16 век, 17 век, 18 век, 19 век, Франция, книги и журналы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments