Галина (galina_k) wrote in costumology,
Галина
galina_k
costumology

Categories:

Двенадцать вееров Елизаветы I Тюдор

Парадные костюмы Елизаветы I - сложнейшие конструкции фантастических форм, которые создавали из живой женщины Монумент Её Величества. 

В этих костюмах  каждая деталь возведена в превосходную степень. Драгоценные ткани, многослойные кружева, ленты, жемчужные нити, вуали... И, непременно, аксессуары. Чрезвычайно интересно рассматривать все эти ювелирные пояса и подвески, украшения головных уборов, обувь, перчатки. Но на этот раз мое внимание привлекли королевские веера. Раньше я их не замечала, и, оказывается, чуть не пропустила много интересного:

1234

5678

9101112

Все картинки даны под номерами, по которым в конце поста можно найти атрибуции для всех портретов (даты, художники, место хранения и т.д.).

Кстати, вы наверняка заметили, что здесь 12 изображений вееров, но настоящих вееров за ними меньше :)  Номера 4, 6 и 7, судя по всему, это один и тот же экземпляр. Номер 5 и 9 также разные изображения одного веера.

Судя по этим парадным портретам, королева предпочитала веер в фоме опахала из перьев, закрепленных на ручке ювелирной работы. Альтернативная форма - складной веер - тоже встречается, и не только на "Портрете Дитчли" (см. №11), но и на других изображениях королевы. Но в 9 случаях из 10 в руках Елизаветы мы увидим именно миниатюрное опахало - самую распространенную форму веера в Европе XVI века.

Удалось найти текстовые описания двух вееров Елизаветы. В посте о веерах sanechka_k упоминает перечень вещей из гардероба королевы, который содержит следующие предметы: «один веер из белых перьев с ручкой из золота с двумя змейками, обернутыми вокруг, украшенной шаром из бриллиантов на конце и короной на каждой стороне с парой крыльев, украшенных бриллиантами», и «один веер разных цветов с золотой ручкой с медведем и зеркальцем на внутренней стороне».


Мне доводилось встречать исторический анекдот о том, что Елизавета установила правило, согласно которому королева от своих подданных может получать единственный подарок — веер. И поэтому она была названа «покровительницей вееров». Сомневаюсь, что такое правило было в действительности, поскольку в аккаунтах королевы описаны многочисленные подарки, принимаемые ею от подданых (по крайней мере я встречала одну из таких описей подарков по случаю Рождества), и там были далеко не только веера, но и другие аксессуары - чулки, пары перчаток и прочее. Будь иначе, Елизавета как минимум меняла бы веер на каждом портрете ;)

Что до роскошных ручек вееров, исполненных с большим мастерством (или, как минимум, с большими затратами заказчика)) - один из таких экземпляров хранится в музее Виктории и Альберта. Вот он:


Венецианская работа, ок. 1550 года.
Позолоченная бронза.
Высота 17.7 см, ширина чуть больше 8 см.
Орнамент восточного происхождения, впрочем, как и сами веера, которые еще совсем недавно появились в Европе.

На конце ручки можно заметить отверстие, с помощью которого веер могли крепить к поясу с помощью цепочки или шнура. Подобная драгоценная ручка веера были, разумеется, многоразового использования - когда прикрепленное к ней опахало из перьев или золоченой кожи приходило в негодность, его просто снимали и заменяли на новое.


Современные вариации на тему ренессансных вееров-опахал можно купить на зарубежных сайтах для реконструкторов. Но все симпатичные стоят, увы, дорого. Например, стоимость вот такого экзепляра около $70:

Очень большая картинка


Но если разобраться, смастерить такой веер самостоятельно не так уж сложно. Главное - придумать, из чего сделать ручку :) и затем аккуратно оформить место крепления опахала.
Подробности изготовления таких вееров можно найти на этом сайте. Автор пошагово описывает технологию изготовления сразу трех типов вееров XVI века. Вот и они:





Не знаю, как вам, а мне после прочтения этой инструкции хочется немедленно смастерить себе хотя бы простейший веер-вертушку ))


Обещанные атрибуции по елизаветинским портретам.

1. Портрет Елизаветы I с веером, ок.1595 г.
Неизвестный художник, частная коллекция.

2. Портрет Елизаветы I с веером, 1590-е года.
Неизвестный художник, частная коллекция.

3. Копия портрета Елизаветы с картины "Возвращение Армады", ок. 1590 года.
Неизвестный художник, частная коллекция.

4. Портрет Елизаветы I с веером, 1585-1590 гг.
Неизвестный художник, частная коллекция.

5. Портрет Елизаветы I, ок.1585-90 г.
Приписывается Маркусу Гираэрту Младшему. Хельмингэм Холл, Стоумаркет. 

6. Портрет Елизаветы I, ок.1580-86 г.
Приписывается Джону Беттесу. Национальная портретая галерея, Лондон.

7. Портрет Елизаветы I, ок.1585-90 г.
Приписывается Джону Беттесу. Коллекция Фицроя (?)

8. Уонстедский портрет Елизаветы I, ок. 1585 г.
Маркус Гираэрт Старший. Частная коллекция.

9. Портрет Елизаветы I, ок.1590-92 г.
Неизвестный художник. Художественный музей, Толедо.

10. Портрет Елизаветы I, ок.1592 г.
Неизвестный художник. Хардвик хаус.

11. "Портрет Дитчли", ок. 1592 г.
 Маркус Гираэрт Младший. Национальная портретая галерея, Лондон.

12. "Портрет Дарнлей", ок. 1575 г.
Неизвестный художник, Национальная портретая галерея, Лондон.

Tags: 16 век, Англия, аксессуары
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments